ПРИНТ ПЛЮС: Бумага и Полиграфия
Пятница, 29.03.2024, 18:27
Приветствую Вас Гость | RSS
 
Главная Каталог статейРегистрацияВход
Меню сайта
Категории каталога
Тема номера [4]
Выбор и покупка оборудования [2]
Мир полиграфии [11]
Материалы [5]
Полиграфический маркетинг [6]
Цифровые технологии [5]
Полиграфия упаковки [1]
Главная » Статьи » Полиграфия упаковки

Конкуренция на рынке картонной упаковки ужесточилась А заказчики хотят получше и подешевле
Когда-то, очень давно (я эти времена почти не застала) многие продукты продавались на развес и поэтому потребители стояли перед выбором: доплачивать за упаковку или нет. Но сейчас упаковка -- неотъемлемая часть большинства товаров. Развитие технологий, креативность сотрудников способствовали стремительному развитию внешнего вида упаковки -- формы и способа отделки. На прилавках сегодня можно увидеть широкий спектр разнообразной привлекательной упаковки.

Для чего собственно нужна упаковка?
Упаковка предназначена для удобства транспортировки и хранения, для защиты от воздействий внешней среды. Чем качественнее коробка и чем сложнее ее отделка, тем более защищен товар от подделок… И нередко упаковка является рекламой запакованного продукта, мерилом его качества или статуса.
Картон -- основная составляющая упаковки, которая должна обладать достаточной прочностью, жесткостью и способностью некоторое время противостоять влаге. Само собой, в целом к упаковке тоже выдвигают некоторые требования. Качество картона и качество печати должны соответствовать желаниям заказчика. Следовательно оборудование должно быть высокопроизводительным, характеризоваться высоким качеством печати, высокими скоростью и надежностью, стабильностью цветопередачи и обеспечивать быструю смену работ. Машины должны иметь не менее четырех секций, поскольку картонная упаковка, как правило, полноцветная.
К тому же, неотъемлемое требование заказчиков -- точное воспроизведение фирменных тонов, что влечет использование дополнительных секций для нанесения пантонных красок. Также желательно иметь в машине и секцию лакирования, чтобы сделать процесс изготовления упаковки более быстрым и эффективным. «Требования к оборудованию для производства картонной упаковки предъявляются самые повышенные. Оно должно быть многофункциональным, высокопроизводительным и высокоточным c самой современной системой контроля качества, для того, чтобы обеспечивать потребности клиента в высококачественной упаковке в кратчайшие сроки», -- утверждает Александр Никольский, директор типографии «Профи-Пресс» (Макеевка).

На вкус и цвет…
Картонную упаковку можно условно разделить на промышленную и элитную. Они слегка различаются по своей целевой аудитории, стоимости и функциям.
Промышленная упаковка характеризуется оптимальным соотношением привлекательности и стоимости. Она делается на автоматизированных линиях большими тиражами и ориентирована на достаточно широкую аудиторию.
Эксклюзивная упаковка -- один из элементов придания товару добавленной стоимости. Такая упаковка подчеркивает качество запакованного в нее товара, говорит о статусе покупателя. Упаковка такого рода прежде всего ориентирована на состоятельных людей. Ранее для упаковки премиум-класса был свойственен ряд технологических операций, таких, например, как разнообразные виды тиснения или нестандартная высечка. Но сейчас все это уже есть в промышленной упаковке. Поэтому производители стараются в первую очередь удивить нестандартными, качественными и дорогими видами материалов. «Приведу один из примеров. Мы делали упаковку для водки и цветов с использованием стерео-варио изображения», -- рассказывает Игорь Коломиец, директор типографии «Диалог-Пресс». Также, для упаковки элитного класса нередко характерна ручная работа, из-за чего большой тираж такого вида упаковки выполнить достаточно сложно.
Эксклюзивная упаковка напичкана всевозможнейшими вариантами обработки – тиснение фольгой и конгревное, лакирование, припресовка пленки и др. Таким образом, стоимость отделки, а соответственно и коробки довольно высока и нередко составляет 50% от себестоимости продукта. По утверждениям Александра Билыка, директора компании «Авист» (Хмельницкий), стоимость картона должна составлять 10% от стоимости готовой элитной упаковки. Поскольку отделка стоит достаточно дорого, и если эту цену сопоставить с ценой на картон, то вторая окажется просто смешной.
Поскольку сложные технологические операции при производстве упаковки уже стали обычным делом и не удивляют потребителей, то производители решили порадовать клиентов нестандартной формой упаковки. Так что рынок начал развиваться в сторону конструкторских разработок. То есть сам по себе макет будущей картонной упаковки должен быть необычным -- елочки, домики, машинки…
Рынок картонной упаковки некоторые производители сегментируют по виду материалов. Наиболее популярны: целлюлозный картон (из нее делается кондитерская и подарочная упаковка), хром-эрзацный картон (упаковка для легких изделий -- кондитерских, парфюмерных, бытовой химии) и кашированый картон.
Упаковку также можно сегментировать по отрасли, в которых используется тара: пищевая упаковка, упаковка для фармацевтики, промышленная упаковка. К каждому виду упаковки выдвигаются определенные требования, так как свойства, назначение, целевая аудитория у них разная.
Рынок картонной упаковки подвержен сезонности. Большую роль играют погодные условия и праздники. Особенно это касается кондитерской упаковки. Летом, например, она мало продается. Печатается такая упаковка осенью. На рождественские праздники проявляется бум на подарочные и кондитерские упаковки. Не подвержен сезонности лишь сегмент бытовой химии. Отсюда следует, что заказы нужно подбирать грамотно, чтобы загрузка машин была компенсирована.

Пластик: настоящее или далекое будущее?
На вопрос «Насколько перспективна упаковка из пластика?» ответы получились не слишком однозначными. Эксперты сходятся в одном – в момент кризиса спрос на упаковку из пластика практически равен нулю. Разве что некоторые алкогольные компании могут себе позволить использовать такой вид материала. Но подавляющая масса заказчиков переходит на картон. В условиях кризиса все стараются экономить. Нередки случаи, когда с целлюлозного картона переходят на макулатурный. «Пластик вряд ли сейчас будет востребован. Но даже в период бума, когда все заказывали упаковку и были готовы платить за нее большие деньги, спрос был не очень велик. А сейчас, на мой взгляд, он вообще пропал», -- утверждает Роман Зиновьев, директор компании «Луна-Пак» (Днепропетровск). Игорь Коломиец придерживается несколько иного мнения: «Наблюдался достаточно устойчивый рост интереса к упаковке из пластика. Но факт дороговизны сыграл роковую роль, поэтому интерес пока ослаб». И еще стоит отметить одну немаловажную деталь, пластик признан во всем мире экологически небезопасным, что стоит учитывать при проектировании упаковки.

Нам не страшен серый волк!
Слухи о том, что кризисные явления коснулись упаковочного сегмента в наименьшей степени, подтвердились. Объемы упали на 30%, что по сравнению с рекламным рынком (объемы в этой сфере упали на 70-80%), не так уж и плохо. Упаковка в большинстве случаев -- неотъемлемая часть продукта. Для того, чтобы продукт продавался, его необходимо красиво упаковать. Даже если рынок сбавил обороты и продукции в магазины поступает меньше, конкуренция остается, а потребители все еще стремятся в силу своих возможностей покупать лучшее. Тиражи упаковки снизились, и сама упаковка стала проще. «В условиях кризиса, все компании пытаются экономить. Выбирают какой-то один вид отделки продукции -- будь-то тиснение фольгой, конгрев или выборочный УФ-лак. Некоторые рассматривают возможность покупки более дешевого картона», -- рассказывает Роман Зиновьев. «Многие заказчики с целлюлозного картона перешли на макулатурный», -- дополняет Александр Билык.
Несмотря на то, что платежеспособность населения снизилась, люди все равно будут покупать продукты, одетые в упаковку. Количество товаров уменьшится, качество ухудшится, но достаточно высокий спрос никуда не денется.

И что теперь делать?
Рынок картонной упаковки, как и многие другие, приостановился в своем развитии и пытается выжить. На рынке идет война. Заказчики упаковки не умерли, они просто снизили объемы продукции, поэтому производители упаковки понесли убытки. Пытаясь противостоять снижению оборотов, компании всеми способами пытаются найти новых заказчиков. Отсюда и ужесточение конкурентной борьбы. Заказчик не возьмется из ниоткуда, его нужно привлечь, поэтому снижение цен сегодня обыденное явление.
Наши собеседники указывают, что прайсовая стоимость изготовления картонной упаковки у отдельных типографий ниже себестоимости. Но это рано или поздно приведет к их банкротству, ведь неизвестно, насколько затяжным будет кризис. Но все же есть более действенные и щадящие способы. К примеру, можно экономить на коммунальных расходах; уменьшать расход материалов; оптимизировать производственный процесс – снижать время на приладку, увеличивать скорость печатной машины. «Если раньше использовали УФ-лаки, то сейчас стараемся применять вододисперсионные с высоким глянцем. Стараемся уменьшить количество продукции со сложным тиснением золотом. То есть делать тиснение за один прогон, а не два», -- подчеркивает Александр Билык. Естественно, подобные меры нужно предпринимать не в ущерб качеству изготавливаемой продукции. Таким образом, существенно снизить расходы на производство картонной упаковки не удается, но на 10-15% вполне реально.
Кто сможет выжить, окажется на коне и снова начнет развиваться. А пока компании ввязались в жесткую конкуренцию во всех сферах производства упаковки, неотъемлемой является и конкуренция в ценовом сегменте. Наиболее ощутима конкурентная борьба в сегменте кондитерской упаковки, а наименее -- в сегменте стиральных порошков. «Это достаточно специфическая сфера, с очень большими объемами. В этой нише -- очень жесткие договоренности по срокам, качеству, стоимости и многим другим параметрам. Новой компании выйти в этот рынок, особенно сегодня, очень непросто. Поэтому здесь, скажем так, особой «войны» нет. Но заказчики, в свою очередь, не дают нам расслабиться, так как постоянно мониторят наши цены. То есть мы даем открытую калькуляцию, не подводим клиентов, и у них не появляется желания менять поставщика», -- рассказывает Роман Зиновьев.
Также конкуренция чувствуется и со стороны предприятий, которые решили поменять профиль. Но это скорее единичные случаи, нежели тенденция. При переходе из сегмента в сегмент нередко приходится докупать оборудование, а в условиях кризиса это сложно себе позволить. Все стараются работать на уже имеющемся оборудовании с наименьшими затратами. При покупке новых машин неизбежны пуско-наладочные работы, освоение новых технологий, что влечет дополнительные затраты.
Стоимость расходных материалов повышается, соответственно, увеличивается стоимость картонной упаковки. Из-за невысокого уровня рентабельности полностью компенсировать колебания валютного курса типографиям довольно сложно. Поэтому стоимость изделий повысилась, а составляющая, которая формирует прибыль, снизилась на 5-10%. «Цена на картонную упаковку растет, но этот рост не находится в прямой зависимости с колебаниями курса доллара. Во всех сегментах упаковки цены выросли в среднем пропорционально на 30%», -- констатирует Александр Билык.
Ярослава Вялых

Категория: Полиграфия упаковки | Добавил: Agarkov (03.06.2009)
Просмотров: 3776 | Рейтинг: 5.0/3 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

статистика
Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz