ПРИНТ ПЛЮС: Бумага и Полиграфия
Суббота, 20.04.2024, 07:32
Приветствую Вас Гость | RSS
 
Главная Каталог статейРегистрацияВход
Меню сайта
Категории каталога
Тема номера [4]
Выбор и покупка оборудования [2]
Мир полиграфии [11]
Материалы [5]
Полиграфический маркетинг [6]
Цифровые технологии [5]
Полиграфия упаковки [1]
Главная » Статьи » Полиграфический маркетинг

А нет его, этого кризиса? Некоторые соображения о рынке флексографии
Как было раньше
При подготовке рыночных обзоров, при общении с типографиями и дистрибуторами мы поистине гордились вместе с ними возможностями отечественной индустрии по производству весьма конкурентноспособной гибкой упаковки и самоклеящейся этикетки на широчайшем спектре материалов, с высоким уровнем защиты. И оценки отечественных производителей продукции флексографским способом свидетельствуют о понимании – в Украине флексографские технологии более развиты, нежели во многих европейских государствах, и опыт накоплен очень значительный.
Более развиты по возможностям печати и отделки на оборудовании линейного построения – это совершенно точно! Вне всякого сомнения. Когда денег было побольше, оборудование нередко приобреталось «на вырост», с дополнительными опциями отделки и такой красочности, что может и не нужно это было вовсе, по крайней мере, не было смертельной необходимости в этом. Теперь, естественно, все считают деньги и руководствуются даже в запросах принципом минимальной достаточности, не забывая про функциональность. Особенно щепетильны в выборе компании, поработавшие на небрендовом оборудовании. Когда пересаживаешься с «Жигулей» на иномарку, многое в диковинку. Но диковинки стоят денег, которых теперь не хватает, и взять особо негде.
А вот по номенклатуре продукции – мое ощущение после изучения многочисленных образцов, особенно предъявляемых дистрибуторами – проблем на украинском рынке хватает. Причем проблемы проистекают, вероятно, от заказчиков продукции, которым попросту не нужны этикетки-книжечки или этикетки с отделяемым либо разрушаемым верхним слоем (слоями). Разного рода защитные технологии, которые в России и Белоруси являются уделом флексографского оборудования, -- для Украины тоже не сегодняшний день. Ну здесь понятно – предприятия по выпуску бланков ценных бумаг и документов строгой отчетности сталкиваются сегодня со снижением объемов, в то же время сам по себе рынок не является столь уж бурно развивающимся, и не требует при этом усиленных средств защиты, ранее не использующихся на нем. Справляется, в общем-то, с существующим спектром задач и офсетная печать в комплексе с различными специальными приложениями вроде секций орловской печати или интаглио.
Много говорилось раньше о рынке термоусадочной этикетки. Говорилось с восторгом. И проекты такие были. Например, у компании «Полиграфическое оборудование». Но рынок термоусадки в Украине по прежнему остается недооцененным, по сравнению с рынками Юго-Восточной Азии, например, где даже воблеры, подобно пасхальному яйцу, одевают в термоусадочный «кафтан». Кто не понял, речь идет о рыболовных приманках.
Который год говорят о возможном развитии сегмента RFID-этикетки. Но такого распространения, как штрих-кодирование, RFID-технологии пока не получили – спрос остается на уровне интереса.
Многие наши эксперты предрекали, что в сегмент самоклеющихся материалов придет глубокая печать. Речь, прежде всего, шла о печати по пленкам. Предполагалось, что глубокая печать будет популярна у тех компаний, которые делают массовую этикетку и самостоятельно изготавливают самоклеящийся материал для печати или уже после печати превращают его в таковой.
Перспективным направлением наши собеседники называли производство упаковки для хлеба. В частности, производство дорогой бумажной упаковки, в том числе с окошками. Развивался и более дешевый сегмент – упаковки в полипропилен и CPP.

А теперь все иначе
Кризис перевернул все с ног на голову. Он видоизменил структуру спроса, поколебал рыночные объемы большинства типографий. Возрождение началось с апреля, многим удалось вернуть объемы. До этого, отдельные заказчики гибкой упаковки, судя по комментариям наших собеседников, успели поменять подрядчиков. Некоторым производителям гибкой упаковки удалось взять предоплату с ключевых заказчиков, которые и сами были рады заплатить наперед, лишь бы не потерять средства. Еще одна яркая тенденция рынка гибкой упаковки -- видоизменение конъюнктуры спроса. Акценты у ведущих типографий с экспортной составляющей явно смещаются на внутренний рынок. Это лежит и в законодательной плоскости, и просто потребности внутреннего рынка сегодня в процентном отношении в общем объеме выше.
Под большим вопросом оказалось дальнейшее развитие рынка глубокой печати с учетом снижения размеров тиражей. А еще стопорит развитие глубокой печати снижение уровня доверия к Украине ведущих европейских компаний -- главных заказчиков продукции глубокой печати согласно стандартов, принятых по всему миру.
Отсюда мораль – нельзя исключать переоснащения существующих производств глубокой печати. У того же «Укрпластика» есть, конечно, и флексографское оборудование. Но допечатные мощности несколько устаревшие, так как приобретались относительно давно. Впрочем возможности данного предприятия несколько шире, чем у конкурентов. Потому что цикл производства замкнутый.
В прошлом году несколько машин глубокой печати инсталлировано было -- правда, на условиях прямого контракта поставщика с покупателем. Дистрибуторы уже тогда остерегались принимать на себя какую-либо значительную и далекоидущую ответственность… Но возможность оказывать сервисные услуги усиленно декларировали, ну и в самих инсталляциях участие, конечно, принимали.
Безусловно, в выигрышной ситуации оказались компании мобильные и оснащенные качественным печатным и, что немаловажно, допечатным оборудованием для производства самоклеящейся этикетки. Придать дополнительную ценность своему продукту, а значит продать дороже можно сегодня, предложив более качественную высоколиниатурную печать. Отсюда и утверждение одного из наших собеседников, что цифровые допечатные комплексы во флексографии в любом случае будут востребованы в этом году.
Правда этот менеджер одного из ключевых поставщиков флексографского оборудования на рынок Украины вообще достаточно оптимистично оценивает вторую половину года. Что ж, будем надеяться, что украинские типографии уже научились бороться с накатывающимися волнами кризиса.
Высок рыночный интерес, проявляемый к специализированным комплексам для производства стаканчиков. Стоимость их у различных дистрибуторов существенно, в разы отличается – от $50 тыс. до $200 тыс., как и степень брендовости и уровень выполняемых задач. Если только одни и те же заказчики не ходят по рынку по кругу, то в 2009 году стоит ожидать инсталляций нескольких таких комплексов.
Высок рыночный интерес, проявляемый к специализированным комплексам для производства стаканчиков. Стоимость их у различных дистрибуторов существенно, в разы отличается – от $50 тыс. до $200 тыс., как и степень брендовости и уровень выполняемых задач. Если только одни и те же заказчики не ходят по рынку по кругу, то в 2009 году стоит ожидать инсталляций нескольких таких комплексов.
Ряд украинских дистрибуторских компаний обращают пристальное внимание на рынок Молдовы. Наши собеседники называют его не до конца насыщенным и очень перспективным. Молдова была в меньшей мере подвержена кризису, нежели Украина. Интересно, что, несмотря на очевидную привязку экономики Молдовы к сектору алкогольных напитков, здесь наблюдается определенный спрос не на флексомашины линейного построения, а на оборудование для производства гибкой упаковки, а также для печати на гофрокартоне, изготовления тары из него же.

Чего ожидать?

В целом наши собеседники отмечают, что сегодня ситуация на рынке флексографии Украины слегка стабилизировалась. Например, возможно приобретение оборудования в лизинг. Отошла слегка от потрясений первой волны кризиса банковская система, да и сами полиграфисты-флексовики вдохнули воздуха. Соответственно, запросы на оборудование снова переходят в сферу предметности, да и о возвращении к внятным переговорам о покупке серьезной брендовой европейской техники говорят сегодня не как о сильно отдаленной перспективе. Скорее, как о дне завтрашнем. А завтра наступит скоро.
Наиболее массовые продажи как линейных, так и планетарных, ярусных флексографских машин производились не в период так называемого «бурного экономического развития», который пришелся на пару предкризисных лет, хотя и в те годы ряд громких инсталляций случились.
Парк флексографского оборудования в Украине наиболее ярко пополнялся чуть ранее, а в годы роста активно эксплуатировался, а, значит, требует некоторой замены.
Весьма важной мне кажется и проблема синхронизации существующего неплохого парка печатного оборудования с возможностями допечатного, а значит – усиления допечатной составляющей, поставки высоколиниатурных комплексов, позволяющих производить цифровые формы действительно высочайшего качества. И касается это не только флексографского, но и высокого способа печати, где несколько инсталлированных комплексов для печати этикетки повлекли необходимость видоизменить и допечатный цикл.
А в целом тенденция «заказчики хотят получше и подешевле» свойственна всем рынкам – и флексографский исключением не является. Но даже отпечатанная без излишеств этикетка или гибкая упаковка за счет более высокой разрешающей способности и линиатуры, а соответственно качества изображения имеет некоторую дополнительную ценность.
Один из наших собеседников и вовсе говорит: а нет его, этого кризиса, все хорошо. Люди пьют, едят. И я, видя объемы разовых закупок в супермаркетах, почему-то почти разделяю это мысль. Остается только дождаться, пока экономика войдет в свои берега, что повлечет рост спроса на парфюмерную продукцию, на фармацевтику, косметику и многочисленные другие области, в которых применима флексография.
И. Агарков

Категория: Полиграфический маркетинг | Добавил: Agarkov (10.08.2009)
Просмотров: 1934 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

статистика
Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz